Кто ты такой, витринист?

Прогуливаясь по городу вы наверняка замечали, что некоторые витрины магазинов выглядят как прилавки рынка. Другие наоборот оформлены «с европейским лоском». Все это работа витриниста. В списке должностей ритейлинговых компаний на ряду с маркетологами, категорийными менеджерами, дизайнерами теперь нередко встречаются витринист, декоратор-оформитель, визуальный мерчендайзер… Они отвечают за разный круг обязанностей, иногда взаимоисключающих.

Мы решили разобраться, что скрывается за профессией витринист? Какими навыками и умениями нужно обладать, чтобы сделать карьеру в области визуального мерчандайзинга?

Витринист – это специалист, проектирующий постоянное, сезонное, тематическое оформление витрины: от идеи до закупки материалов для оформления и работы «руками» в самой витрине. Сейчас витринист сочетает в себе сразу целый ряд компетенций: художник (анализ мировых тенденций, создание идеи и истории витрины, создание эскиза и визуализация, подбор материалов), декоратор (закупка материалов, монтаж экспозиции витрины), трейд-маркетолог (актуальность витрины, ее продвижение и монетизацию). Это делает его профессию очень непростой.

 

Как же зародилась эта специальность и витринистика в целом?

 

Витринистика — не только ремесло, но и искусство

Несмотря на то, что первый универмаг Le Bon Marche появился в Париже, visual merchandising — явление британо-американское. Универмаги с витринами, похожими на театральную сцену, стали делать именно в США в конце XIX в. Macy, Marshall Field, Bloomingdale, Wanamaker’s. Эти витрины притягивали взгляд прохожих и побуждали их остановиться и зайти в магазин. А про знаменитые витрины Селфриджа снят целый сериал. Витрины этого универмага на Оксфорд-стрит были и остаются шедеврами, притягивая внимание жителей и гостей Лондона.

В первой половине ХХ в. появились магазины, которые стали настоящими местами культуры, а их витрины — галереей искусств. Для них работали современные художники и скульпторы. История витринистики полна гениев, а витрины нередко наполняли настоящие произведения искусства. Например, нью-йоркский фешенебельный универмаг Bonwit Teller на Пятой авеню с 1929 до 1979 г. был таким местом. Именно для Bonwit Teller в 1939 г. Сальвадор Дали создал две сюрреалистические инсталляции в витринах, представлявшие День и Ночь. В 1961 г. на взлете своей карьеры Энди Уорхол представил в витринах магазина пять своих картин. В 1950-х гг. витрины магазина были также площадкой для работ Джеймса Розенквиста, Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга и др. Крутые художественные инсталляции появлялись и в других магазинах на Пятой авеню. Так инсталляция в I. Miller shoe store в 1955 г. была коллаборацией сразу трех мастеров: Уорхола, Джонса и Раушенберга.

По сей день бонтон для крупнейших универмагов мира — дорогие высокохудожественные витрины. Это не только элемент престижа и дань традиций крупных мировых ритейлеров, но и возможность создать что-то большее, чем просто пространство для продаж. Витрины формируют визуальный образ не только самого магазина или улицы, на которой он расположен, но и всего города. Они отражают локальный культурный контекст, обогащают его новыми смыслами и идеями. Новые сезонные витрины Harrods, Selfridges или Galeries Lafaette — это всегда большое событие и аттракция для десятков тысяч людей.

Все это возможно не только благодаря долгой традиции крупного ритейла и интересу владельцев бизнеса, но и высокой визуальной культуре, а также узко специализированному образованию дизайнеров-витринистов. К сожалению, Восточная Европа и особенно Беларусь в этом плане мало радует.